Суббота
27.04.2024
23:02
Полезные ссылки
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?







  






Атлас профессий






Социальные сети

Поиск
Форма входа
Календарь
«  Август 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Погода
Яндекс.Погода
Статистика

Официальный сайт МАОУ "Гимназия № 96 г. Челябинска&q...
Главная » 2016 » Август » 16 » Рекомендовано к изучению
Рекомендовано к изучению
10:34

Энциклопедический справочник "Немцы и Челябинская область"

Немцы один из самых закрытых для России народов, хотя о нем вроде бы все известно. Дело в том, что история народа, проживающего на территории нынепшней Германии, имеет сложную историю, о которой наше российское общество, по большому счету, не имеет никакого представления. Монтаж, как в кино, многих его периодов привел к тому, что события и деятели, которых мы по привычки называем немцами, по сути немцами не являлись и быть не могли. Слово «немец» присходит от русского слова «немой», т.е. человек, который не понимает русского языка. Так на Руси называли всех иностранцев. А, так называемые немцы, были саксонцами, баварцами, саарцами и т.д. Объединил их всех в одну нацию и государство - язык, он назывался hohdeutsch или просто deutsch, который мы переводим как немецкий. Но точнее будет - германский. Именно это наименование перешло на государство – Deutschland – страна германцев. Поэтому точнее жители Германии - германцы. А вот в России живут немцы, родственный германцам народ, но имеющий отличия в ментальности, культуре, в мировоззрении. Этот народ, прожил в России уже семь поколений, за это время сложилась уникальная национальная общность, которую можно считать одним из российских народов.

Первые выходцы из германских земель появились на Урале более пятисот лет назад. Одним из первых среди них был баварский ландскнехт Иоганн Шильдбергер, который по воле его воинского ремесла оказался сначала воином владыки Ближнего Востока, а потом, попав к нему в плен и пройдя все ступени роста, высокопоставленным командиром у самого Железного Хромца – Тимура, а после его смерти – в войске хана Едигея. Вернувшись через много лет скитаний в Европу, он написал интересные воспоминания о своих приключениях.

При завоевании Ермаком Тимофеевичем Сибири его войско в некоторые периоды на четверть состояло из ливонцев, плененных Иваном Грозным в ходе Ливонской войны и направленных сюда на службу. Большинство из них, оставшихся в живых после боѐв, так остались жить в этих краях.

С первых лет освоения Россией Урала и Сибири здесь служило много немцев, как среди мастеровых, так и среди воинских и административных специалистов.

Ввиду отсутствия в России XVIII века достаточного количества профессионально подготовленных специалистов высшей квалификации из русских дворян, многие гражданские и военно-административные должности в системе управления на окраинах империи занимали немцы, прибывшие в Россию по приглашению царского правительства. Так, очень высок был удельный вес немцев среди уральских и сибирских губернаторов, руководителей Уральского горного управления, командиров регулярных и иррегулярных (казачьих) войск. Среди офицеров среднего звена немцы зачастую составляли от одной трети до половины общей численности, в том числе и среди комендантов крепостей.

В сферу компетенции этих должностных лиц входили наряду с задачей безопасности внешних границ страны, организация меновой русско-казахской и транзитной торговли, составление топографических карт и карт сопредельных азиатских территорий, развитие регулярных политических контактов с кочевниками. Центром таких контактов на Южном Урале долгое время являлась «столица» губернии - Оренбург.

В стране не хватало высокообразованных администраторов и управленцев на азиатских окраинах. Поэтому представители военного сословия являлись коммуникативным звеном в механизме передачи различных культурных инноваций с Запада на Восток и способствовали становлению на подконтрольных им территориях первых стационарных учреждений светской информационно-образовательной инфраструктуры. Они заложили начало традиции преподавания европейских языков, комплектования книжных фондов гарнизонных и горнозаводских библиотек, производили описание и картографирование территории, разведку природных богатств края, осуществляли создание театров и т.п. Немало в этих мероприятиях преуспели те администрации, которыми руководили немцы.

В конце XIX – начале XX веков началась массовая миграция немцев из Поволжья и других западных губерний России на Урал и дальше на восток. Еѐ подтолкнули неурожай и голод 1891-92 годов и столыпинские реформы. Здесь получили развитие и массовость компактные поселения российских немцев – дочерние колонии.

В это время выделяется четыре группы переселенцев: 1.Безземельная беднота из немецких колоний юга страны, батраки, издольщики, переселявшиеся с помощью общины главным образом на казенные земли; 2. Бедные крестьяне-общинники из немецких деревень Поволжья; 3. Сыновья богатых колонистов («полных хозяев») или они сами, переселившиеся на купленные ими или арендованные земли; 4. предприниматели, строившие мельницы, заводы сельхозмашин, то есть стремившиеся основать собственное дело.

На Южном Урале казачьи офицеры, наделѐнные правительством земельными угодьями, но не бывшие в состоянии их использовать в хозяйственном отношении охотно сдавали свои землив аренду или продавали их немцам-переселенцам. В Оренбуржьи и в Сибири на казачьих территориях, как и на казѐнных землях, появилось множество немецких «дочерних колоний», заселѐнных выходцами из Поволжья и Причерноморья.

В годы Первой мировой войны наблюдается вторая волна массового переселения немцевна восток. Она связана в большей мере и с началом насильственной депортации немцев из Волыни.

Третья наступила в 1941-44 годы – насильственная депортация немцев Поволжья, Украины, Крыма, Кавказа и других западных регионов страны после Указа от 28 августа 1941 года. Эта волна привела к самому значительному за всю нашу историю росту численности немцев на Урале и других восточных регионах страны.

Всю войну старики, дети и женщины, обременѐнные малыми детьми, жили в местах ссылки, а трудоспособные немцы (мужчины – 15 – 55 лет, женщины – 16 – 45 лет) находились в «трудармии» - в концлагерях ГУЛАГа. Оттуда вернулось лишь около половины «мобилизованных» немцев. Затем они все находились на положении «спецпоселенцев».

Основная масса депортированных российских немцев была снята с учета поселения только по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1955 года, в котором с них снимались ограничения в правовом положении. Причем устанавливалось, что снятие с немцев ограничений по спецпоселению не влекло за собой возвращения им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имели права возвращаться в места, откуда были выселены. Реабилитации по этому постановлению не было, но немецкое население как бы прощали.

29 августа 1964 года Указом Верховного Совета СССР было снято полностью обвинение с немецкого населения. Но опять же оговорились, что это не означает возможности возвращения на родину. В 1972 году выходит новый указ, который, наконец, разрешает возвращение в Поволжье и другие европейские регионы. Но этот Указ широко не афишировался и в нем нет гарантий возвращения утраченного имущества и домов.

Антинемецкие ориентации властей продолжали сохраняться и дальше. Декларативно национализм и шовинизм осуждались, но на деле, в реальной практике появились уже тогда прецеденты отношения к специалистам в соответствии с «5 параграфом» в паспорте – национальностью.

Составление национальных справочников имеет одну особенность: кого считать представителем заявенной национальности? Кто я по национальности? Этот вопрос в современное время многих российских людей ставит в тупик. А что взять за основу, если в тебе течет кровь твоих предков нескольких национальностей? Кому дать предпочтение? Будет ли это решение правильным? А законным? Не обвинят ли человека в том, что он не прав? Вопросов так много, что голова кругом идет. А может не замарачиваться, оставить все как есть, просто жить без национальности, ведь это не вопрос жизни и смерти?

Действительно это так, хотя не так все однозначно. В советское время говорили, что бьют не по паспорту, а по лицу. В том смысле, как не скрывай своих предков, всегда придется отвечать за «грехи» своего народа. Мне приходилось встречаться с людьми, у которых родители разных национальностей, а в паспорте ставили третью национальность – чаще русскую.

Сейчас мы живем в уникальное время, когда свою национальность мы можем открыто представлять, не боясь преследований. Но возникает другая сложность: народы перемешались. Разрушена вековая традиция народовоспроизводства, процесс сохранения национального самосознания. Народы двинулись из мест своего векового существования. Связи внутри народа оборвалась, молодежь теряет национальную самоидентификацию, в чем государство не заинтересовано.

Но все же как быть, если по крови ты представляешь несколько народов. Это не страшно. Надо воспитать в гражданине уважение к национальному своеобразию каждого человека и дать возможность получать информацию о всех российских народах, чтобы каждый мог понимать в себе национальные особенности, наличие знаний делают человека национально ориентированным и позволяю сделать сознательный национальный выбор. Возможно, и не так скоро, как хотелось бы. Но добиться этого - важнейшая задача власти и общества.

Связь поколений может осуществляться только через национальность. Она выполняет своеобразную роль эстафетной палочки и задача «бегуна» эстафеты поколений ее принять от предков. Но человек может эту палочку не принять и бежать по жизни без эфемерной ценности под названием «национальность». При этом т.н. «спортсмен» теряет главно, то что делает его человеком – духовную составляющую его внутреннего мира.

Но эта эстафетная палочка имеет определенную особенность: эстафетная палочка всегда будет лежать рядом, только руку протяни, и связь в «электрической связи» поколений восстановится. Наша задача - побудить человека протянуть руку и взять эстафетную палочку. Невозможно силой заставить это сделать. Надо отметить еще одну особенность национального самосознания. Даже, если на каком-то звене произошел разрыв связи поколений, то потомки могут, при определенных условиях, эту связь восстановить. Но для этого потребуется огромные усилия самого человека и помощь государства в лице действующей власти. Наличие национального самосознания превращает бесплодную пустыню человеческой души в плодородный чернозем. И уже от власти и общества зависит, вырастит на ней прекрасный цветник или все бурно зарастет бурьяном и чертополохом.

Большое эмоциональное воздействие на человека оказывает знание того, что сделали твои соплеменники для развития страны. Чувствуется дефицит такой информации. Попробую хоть частично удовлетворить общественный «голод». О роли российских немцев, которые были связаны с Челябинской областью, рассказывает энциклопедический справочник «Немцы и Челябинская область». В поле нашего внимания попали люди, которые имеют немецкие корни по крови, а также те, кто считает себя немцем и те, кто помогает немцам по зову души, наши единомышленники. Все это наш немецкий золотой фонд.

В справочник вошли материалы энциклопедий «Немцы России», «Челябинская область», городов Челябинска, Златоуста, Миасса и архивные материалы ЧООО «Немецкий культурный центр». Особая благодарность В.А.Гринимаеру за инициативу и предоставление материалов по Магнитогорску.

Просмотров: 758 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0 |