МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОБУЧЕНИЮ АНАЛИЗУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Сейчас отношения к языку и само состояние его вызывают
опасение. Слово в последние время «скукожилось», измельчало, стало бледнее во
всех отношениях. Именно это побуждает к более пристальному изучению лучших
образцов русской поэзии. Но чтобы изучить, понять и почувствовать слово, нужно
научить анализировать поэтический текст. Необходимо разработать такую методику
преподавания анализа стихотворений, в которой не было бы, в первую очередь,
логических ошибок. Сейчас традиционно используется следующий план анализа:
1. Тема.
2. Идея.
3. Изобразительно-выразительные средства.
Такой план анализа противоречит логике. Цель анализа
любого произведения ― понять, зачем оно написано, то есть идея. Но
зачем работать с языком произведения, если идея выявлена до непосредственного
анализа, а не является конечной точкой, логически завершающей анализ? И
осознание именно этого снижает эффективность работы учащихся с языком. Нет
мотивировки для аналитической деятельности.
Моей целью является такое построение работы с текстом,
чтобы мотивировка для анализа сохранялась, это достигается тем, что учащиеся на
идею выходят лишь в конце анализа.
В основе анализа лежит подход Лотмана к поэтическому
тексту. Почему за основу взят именно структурный анализ поэтического текста
Ю. М. Лотмана? Потому что он обладает определённой логикой: анализ направлен от формы к содержанию. «Если
мы рассматриваем данный текст как особым образом организованный язык, то
последний будет реализован в нем полностью. То, что представляло часть системы,
окажется всей системой». А если слова стихотворения – это весь язык, то и сами
слова становятся « крупнее», значимее. И как следствие: «Любые элементы
речевого уровня могут возводиться в ранг значимых». Любые элементы, являющиеся
в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая
дополнительные значения.
Основная цель анализа – понять произведение.
Задача анализа – выявление элементарных
частиц, универсальных слагаемых конкретного художественного феномена.
Целесообразно начинать обучение анализу с лексического
уровня, потому что «иерархия уровней поэтического произведения … состоит из
единства макро- и микросистем, идущих вверх и вниз от определённого горизонта».
Этим «горизонтом» является семантическая основа. Соответственно над ним
находятся единицы более крупные, чем слово, под ним – элементы,
составляющие слово.
Ритм стихотворения бывает разным. Но нельзя
зацикливаться только на определение размера, это ведёт к тому, что учащиеся не
понимают, зачем они это делают. Нужно соотносит «сбивки» в размере с
лексическим, а иногда и с грамматическим уровнями. Отсутствие ударения там, где
оно должно быть по рисунку, или, наоборот, излишние ударения, разламывающие
рисунок, ‑ это не пустая случайность, а выделение какого-то элемента
стихотворения.
Что касается, фонемного уровня то, в 6-7 классах
необходимо остановится на звукоподражательной стороне. В 8-9 классе можно
говорит о фонемных связках, которые могут появиться, иногда звуком поэт
связывает слова, противопоставленные по смыслу.
«Морфологические элементы «выражают в поэзии
реляционные значения. Именно они в значительной степени создают модель
поэтического мира, структуру субъектно-объектных отношений». При работе с
морфологическими элементами необходимо научить видеть смысл, заложенный в
морфологических и других грамматических элементах.
Анализ синтаксического построения позволяет глубже
проникнуть в смысл произведения. Стихотворение выстроено определённым образом,
это не случайно, в этом отражение точки зрения автора на мир. Синтаксическое
построение – это, чаще всего, характеристика модели мира, созданной
поэтом. Особое внимание при знакомстве с этим уровнем стихотворения стоит
уделить понятию параллелизм.
В 6 классе необходимо «подготовить почву»: приучит
детей к мысли, что слово в жизни, в прозаическом тексте и в стихотворном тексте
очень отличаются. Необходимо объяснить, что слово стихотворное «крупнее», из-за
специфики самих текстов: в малом объёме заключены размышления автора о мире, о
человеке, размышления над философскими проблемами. И они не менее полны, чем
размышления писателей и философов в многотомных трудах.
Учащимся
необходимо объяснить следующее:
·
Мир
стихотворения – подобен миру реальному. Что это значит? В своей
полноте он не уступает многообразию реального мира. Если в нем нет чего-то, то
это обусловлено идеей произведения
·
Все слова
стихотворного текста – это словарь, подобный толковому словарю
русского языка. Он меньше, но по значимости он не уступает многотомному
изданию.
·
Необходимо
обращать внимание на все грамматические форма, так как слова в мире
стихотворения существует только в этой форме и ни в какой другой,
соответственно значимость грамматических и морфологических элементов
возрастает, то, что в обычном языке имеет только грамматические значение, в
поэтическом тексте приобретает значение лексическое. Например: в стихотворении
Марина Цветаевой «Расстояния, вёрсты, мили…» приставка РАС является уже не
только грамматическим элементом, она приобретает лексическое значение,
являющееся смыслообразующим для всего стихотворения.
·
Необходимо дать
понятие уровни стихотворения.
Учащихся необходимо научить:
·
Не выявлять тему,
окончательную, а выдвигать гипотезу, которая позволяет иметь точку, с которой
соотносятся все результаты анализа. Опять же активируется логическое мышление:
надо доказать наличие данной темы или же опровергнуть.
·
Определять всех
«живущих» в мире стихотворения. Что это значит? Определить героев. Иногда их
несколько, они находятся в определённых отношениях и учащемуся нужно воссоздать
эти отношения. Это позволяет приблизиться к идее произведения.
·
Составлять словарь
стихотворения, то есть подготавливать базу для анализа. Словарь первого,
анализируемого стихотворения составить с учителем. Чтобы детям было потом легче
выстраивать отношения между героями, целесообразно слова сразу разносить по
принадлежности определённому персонажу. Это облегчает работу на следующих
этапах анализа.
·
Определять,
ведущую в формировании мира стихотворения часть речи.
·
Определять общую
смысловую направленность слов. При анализе первого стихотворения целесообразно
сосредоточится на работе на одном уровне: на лексическом. Почему именно на этом
уровне? То, что заложено на этом уровне, легче всего понять.
·
Объяснять
появление «разнонаправленных» слов. То есть объяснять противоречия между
героями.
·
Видеть
звукоподражание.
·
Соотносить
ритмический рисунок с текстом.
В 7 классе углубляются навыки анализа, освоенные в 6
классе. На этом же году обучения нужно научить работе на морфологическом уровне
стихотворения.
Дать понятия:
·
Парадигматика и
синтагматика. Не обязательно использовать эти термины. Самое важное, что должны
понять ученики, это то, что всё в стихотворении взаимосвязано: уровни внутри
себя и между собой. Противоречия или согласие между результатами анализа на
разных уровнях не уводят прочь от идеи произведения, а приближают к ней.
·
Время завершённое
и незавершённое. Вид глагола ‑ совершенный и несовершенный, при
анализе поэтических текстов его можно назвать «завершённым» и «незавершённым».
То есть глаголы совершенного вида («завершённые») имеют начало или конец, или и
то, и другое, то есть они замкнуты во времени, привязаны к нему. В то время как
глаголы несовершенного вида чаще всего обозначают незавершённое действие, у них
нет начала и конца. Это позволяет говорить о вневременном существовании
действия. Очень важно то, как действия героев расположены во времени. Сравнение
вида и времени глаголов, относящихся к разным героям, позволяют выстроить
модель взаимоотношений, в более широком смысле – модель мира: кто находится в
данном временном интервале.
·
Мир предметный и
мир абстрактный.
Учащихся необходимо научить:
·
Анализировать
время и вид глаголов. Характеризовать мир с точки зрения времени.
·
Определять
направление действия: от кого к кому.
·
Выявлять объектов
и субъектов произведения.
·
Объяснять «сбивки
времени» у глаголов, то есть отвечать на вопрос: почему у героя,
характеризующегося временем незавершённым, в некоторые моменты время действия
меняется?
·
Соотносить данные
разных уровней.
В 8 классе углубляются навыки анализа, приобретённые в
предшествующие годы, осваивается ещё один новый уровень: синтаксический.
Дать понятия:
·
Синтаксический
уровень.
·
Синтаксический
параллелизм.
·
Строфа как
единство. «Отношения» строф в произведении.
Учащихся
необходимо научить:
·
Соотносить данные
морфологического, лексического и синтаксического уровней.
·
Работать с
пространством произведения.
·
Анализировать
служебные части речи, выявлять их функцию в произведении.
В 9 классе
углубляются навыки анализа, приобретённые в предшествующие годы
обучения. К этому времени у учащихся уже должны быть сформированы навыки
анализа. Вносить новый материал, новые понятия нет необходимости. Программа 9
класса изобилует стихотворными произведениями, и к этому году нужно
сформировать навыки анализа, чтобы учащиеся могли в полной мере понять лирику
А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, не тратя время на
изучение самих принципов анализа.
Анализ, предлагаемый мной, не лишает учащихся
мотивировки к проведению целостного анализа произведений, позволяет к 9 классу
сформировать основные навыки анализа, подготовить к осознанному восприятию
стихотворных произведений поэтов первой половины 19 века. Литература при таком
взгляде на текст не оторвана от русского языка, а рассматривается в тесном
переплетении слова и смысла, идеи и её реализации. Не возникает логической
сумятицы: анализ языка предшествует идее. Навыки такого анализа помогут
подготовить учащихся на более высоком уровне к сдаче экзамена по литературе.
Это не только специфические знания по предмету, но и иной более осмысленный
взгляд на любой текст.
|