Научно-исследовательская деятельность учащихся
Вопрос о том, когда исследовательский метод обучения стал использоваться в образовательной практике, имеет ясный и вполне точный ответ- он используется с того момента, когда появилась сама потребность в обучении. Какую-то часть сведений о мире ребенок всегда усваивал в ходе собственного освоения действительности, путем самостоятельных наблюдений, экспериментов и сделанных на их основе умозаключений.
Одним из первых известных нам ученых, активно внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Делал он это еще в V веке до Рождества Христова. Его знаменитые беседы с большими аудиториями на площадях и рынках Афин характеризовались двумя специфическими чертами:
- Первая - метод собеседования, состоящий из наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник сам постепенно убеждался в неверности собственных положений;
- Вторая - шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающая его мнимое незнание обсуждаемого вопроса.
Это аналог того, что в наше время называют «эвристической беседой». По образному выражению известного американского психолога А.Маслоу, главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нем заложено, а не обучать его, «отливая» в определенную форму, придуманную кем-то заранее.
В настоящее время для формирования у ребёнка основ культуры мышления и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики: разъяснение посредством примера, ограничение и обобщение понятий, классификация, категоризация, парадокс, эксперимент и другие.
Остановимся на относительно долговременных учебных исследованиях более сложного уровня. Они могут быть как индивидуальными так и выполненными совместно, кратковременными и протяжёнными во времени, проблематика их может быть бесконечно разнообразной. Фактически они могут рассматриваться как следующая ступень исследовательского обучения.
Основными этапами исследовательской работы ребенка являются:
- актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
- определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);
- выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования);
- выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи);
- выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования);
- определения последовательности проведения исследования;
- сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания);
- анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);
- подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования);
- доклад (защитить результат публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Все темы для исследовательской работы можно объединить в 3 группы:
- фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
- эмпирические–темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Тема должна быть выполнима, оригинальна, т.е. с элементом неожиданности, должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. При выборе проблемы нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы.
На примере руководства научно- исследовательской деятельностью ученицы 10 класса Кучеровой Натальи рассмотрим роль учителя на основных этапах исследовательской работы.
Прежде всего, была выявлена проблема и определено направление будущего исследования. Чтение аутентичных текстов газетных статей вызывает трудности из-за специфичности жанров и незнакомой лексики. При наличии материала представляется возможность проводить исследование в этом направлении. Необходимый материал, как объект исследования: газеты «Die Rheinpfalz», «Bild», «Moskauer Deutsche Zeitung», был собран руководителем.
Следующий этап - выбор темы со строгим обозначением границ исследования. Исследование осуществлялось по теме «Особенности немецких глаголов, используемых в газетных статьях на тему: «Искусство».
Рубрика «Культура» существует во всех имевшихся в наличии газетах, поэтому было возможно использование материала в достаточном объеме.
Гипотезой послужило предложение о возможности характеризовать специфику текстов определенной тематики с помощью классификации глаголов.
Были определены следующие методы исследования: аналитический метод, метод статистического анализа, сопоставительный анализ.
С помощью руководителя работы составлен план проведения исследования:
- Написание литературного обзора.
- Сбор материала.
- Исследование и анализ материала.
- Написание научно- исследовательской работы.
Решались следующие задачи:
- Изучить результаты ранее проводимых исследований лексики газетных статей.
- Изучить особенности газетных жанров и лексикографическую терминологию.
- Провести отбор лексики газетных статей на немецком языке за 1999-2005 годы.
- Систематизировать глаголы в соответствии с их функцией в текстах по следующим критериям: частотность, валентность.
- Создать мини-словарь немецких глаголов с учетом трех основных форм и словарных дефиниций на русском и немецком языке.
Если сбор материала и обработку информации проводит непосредственный исполнитель работы, то при написании литературного обзора большую роль играет руководитель работы, так как доступ детей в библиотеки ограничен.
В настоящее время в отделе иностранной литературы ЧУНБ и других библиотеках есть возможность снятия копий статей, а также особо важных глав книг для предоставления учащемуся возможности личного ознакомления с необходимыми первоисточниками.
С помощью учителя были осуществлены обработка и анализ собранного материала с использованием такой разновидности классификации глаголов как «валентность», что выходит за рамки школьной программы.
После написания работы было необходимо подготовить отчет- сообщение по результатам исследования, сделать доклад убедительным и интересным. Результатом многих исследовательских работ по языкознанию является составление словаря, что вполне оправдано, так как словарь- это прием, метод, способ, средство познания языкового явления.
В докладе был приведен отрывок из «Оды в честь словаря» чилийского поэта Пабло Неруда, где он называет словарь «рабочим валом», магом, деревом, мудрым хранилищем, тайным светом, плантацией рубинов.
Многие учащиеся участвуют в предметных олимпиадах, но побеждают единицы. Научно- исследовательская деятельность дает возможность любому учащемуся проявить себя в роли начинающего ученого и под руководством педагога добиться хороших результатов.