Пятница
19.04.2024
23:19
Полезные ссылки
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?







  






Атлас профессий






Социальные сети

Поиск
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Погода
Яндекс.Погода
Статистика

Официальный сайт МАОУ "Гимназия № 96 г. Челябинска"
И.Г. Сафронова
Учитель немецкого языка
высшей валификационной категории
МОУ гимназии №96  г.Челябинска

Научно-исследовательская деятельность учащихся
 
    Вопрос о том, когда исследовательский метод обучения стал использоваться в образовательной практике, имеет ясный и вполне точный ответ- он используется с того момента, когда появилась сама потребность в обучении. Какую-то часть сведений о мире ребенок всегда усваивал в ходе собственного освоения действительности, путем самостоятельных наблюдений, экспериментов и сделанных на их основе умозаключений.
   Одним из первых известных нам ученых, активно внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Делал он это еще в V веке до Рождества Христова. Его знаменитые беседы с большими аудиториями на площадях и рынках Афин характеризовались двумя специфическими чертами:
  • Первая - метод собеседования, состоящий из наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник сам постепенно убеждался в неверности собственных положений;
  • Вторая - шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающая его мнимое незнание обсуждаемого вопроса.
   Это аналог того, что в наше время называют «эвристической беседой». По образному выражению известного американского психолога А.Маслоу, главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нем заложено, а не обучать его, «отливая» в определенную форму, придуманную кем-то заранее.
   В настоящее время для формирования у ребёнка основ культуры мышления и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики: разъяснение посредством примера, ограничение и обобщение понятий, классификация, категоризация, парадокс, эксперимент и другие.
   Остановимся на относительно долговременных учебных исследованиях более сложного уровня. Они могут быть как индивидуальными так и выполненными совместно, кратковременными и протяжёнными во времени, проблематика их может быть бесконечно разнообразной. Фактически они могут рассматриваться как следующая ступень исследовательского обучения.
   Основными этапами исследовательской работы ребенка являются:
  • актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
  • определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);
  • выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования);
  • выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи);
  • выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования);
  • определения последовательности проведения исследования;
  • сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания);
  • анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);
  • подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования);
  • доклад (защитить результат публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

   Все темы для исследовательской работы можно объединить в 3 группы:

  • фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические–темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
   Тема должна быть выполнима, оригинальна, т.е. с элементом неожиданности, должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. При выборе проблемы нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы.
   На примере руководства научно- исследовательской деятельностью ученицы 10 класса Кучеровой Натальи рассмотрим роль учителя на основных этапах исследовательской работы.
   Прежде всего, была выявлена проблема и определено направление будущего исследования. Чтение аутентичных текстов газетных статей вызывает трудности из-за специфичности жанров и незнакомой лексики. При наличии материала представляется возможность проводить исследование в этом направлении. Необходимый материал, как объект исследования:   газеты «Die Rheinpfalz», «Bild», «Moskauer Deutsche Zeitung», был собран руководителем.        
    Следующий этап - выбор темы со строгим обозначением границ исследования. Исследование осуществлялось по теме «Особенности немецких глаголов, используемых в газетных статьях на тему: «Искусство».
   Рубрика «Культура» существует во всех имевшихся в наличии газетах, поэтому было возможно использование материала в достаточном объеме.
   Гипотезой послужило предложение о возможности характеризовать специфику текстов определенной тематики с помощью классификации глаголов.
   Были определены следующие методы исследования: аналитический метод, метод статистического анализа, сопоставительный анализ.
   С помощью руководителя работы составлен план проведения исследования:
  1. Написание литературного обзора.
  2. Сбор материала.
  3. Исследование и анализ материала.
  4. Написание научно- исследовательской работы.

    Решались следующие задачи:

  1. Изучить результаты ранее проводимых исследований лексики газетных статей.
  2. Изучить особенности газетных жанров и лексикографическую терминологию.
  3. Провести отбор лексики газетных статей на немецком языке за 1999-2005 годы.
  4. Систематизировать глаголы в соответствии с их функцией в текстах по следующим критериям: частотность, валентность.
  5. Создать мини-словарь немецких глаголов с учетом трех основных форм и словарных дефиниций на русском и немецком языке.
   Если сбор материала  и обработку информации проводит непосредственный исполнитель работы, то при написании литературного обзора большую роль играет руководитель работы, так как доступ детей в библиотеки ограничен.
   В настоящее время в отделе иностранной литературы ЧУНБ и других библиотеках есть возможность снятия копий статей, а также особо важных глав книг для предоставления учащемуся возможности личного ознакомления с необходимыми первоисточниками.
   С помощью учителя были осуществлены обработка и анализ собранного материала с использованием такой разновидности классификации глаголов как «валентность», что выходит за рамки школьной программы.
   После написания работы было необходимо подготовить отчет- сообщение по результатам исследования,  сделать доклад убедительным и интересным. Результатом многих исследовательских работ по языкознанию является составление словаря, что вполне оправдано, так как словарь- это прием, метод, способ, средство познания языкового явления. 
   В докладе был приведен отрывок из «Оды в честь словаря» чилийского поэта Пабло Неруда, где он называет словарь «рабочим валом», магом, деревом, мудрым хранилищем, тайным светом, плантацией рубинов.
   Многие учащиеся участвуют в предметных олимпиадах, но побеждают единицы. Научно- исследовательская деятельность дает возможность любому учащемуся проявить себя в роли начинающего ученого и под руководством педагога добиться хороших результатов.